Город золотой

Начало знаменитой песни положила её музыка. В 1972 году (по другим данным годами ранее) фирмой грамзаписи «Мелодия» выпускается пластинка «Лютневая музыка XVI-XVII веков», впоследствии многократно переизданная.Исполнителем музыкальных композиций в числе прочих значился советский композитор, лютнист и гитарист Владимир Фёдорович Вавилов.Мелодия более известная нам как «Город золотой» располагалась на 1 стороне грампластинки по названием «Канцона и танец»; автор: итальянский композитор 17 века Франческо да Милано. До выхода пластинки никто этой композиции не слышал, в полном собрании сочинений Франческо её не было.Почти сразу после выхода диска «Мелодии» любители лютневой музыки единодушно оценили его как фальсификацию. В том смысле, что почти все представленные в нём композиции не имеют отношения к лютне, и стилистически ни как не могли быть написаны теми авторами которые были указанны в качестве таковых.Впоследствии, усилиями ряда исследователей, в частности Гейзеля Зеева было установлено, что автором «Канцоны» и других произведений за исключением «Зелёных рукавов» и «Спандольетты» являлся сам Вавилов.Зачем же он скрыл своё авторство?Дотошные исследователи раскопали в творчестве Франческо да Милано «Фантазию №30» по первым нотам несколько напоминающую произведение Вавилова. Даже если и так, назвать Франческо автором «Города» или хотя бы  признать «Город» переработанной версией данного произведения едва ли будет справедливым. С таким успехом авторство очень многих творений великих и не очень можно было поставить под сомнение. Кроме того, это не объясняет, зачем Вавилов  скрыл авторство и других своих музыкальных творений.Например, «Аве Марии» — бесспорного шедевра. Никогда и не подумаешь, что эта известная композиция была написана в Советском Союзе. На пластинке к данной композиции значился неизвестный автор, также Вавилов ссылался на итальянского певца и композитора 16-17 века Джулио Каччини.Вспоминает Ирина Богачёва, чей альбом с указынным произведением студия грамзаписи «Мелодия» выпустила в 1975 году: «Ноты с музыкой Каччини мне как раз принёс Владимир Вавилов. Он тогда мне и сказал, что это пьеса Каччини. Мы записали арию ещё до того, как он умер. Я с ней часто выступала. Владимир Вавилов мне и аккомпанировал на лютне и в концертах, и во время записи».Оцените нравственную высоту советского композитора словом не обмолвившегося, что автором шедевра является он сам.Ситуацию проясняет дочь композитора Тамара Вавилова: отец боялся что музыка малоизвестного композитора не будет выпущена в свет и чтобы её услышали он пожертвовал своим именем.Теперь о тексте.Владимир Вавилов умер в 1973 году. Годом ранее, то есть в один год с выпуском «Лютневой музыки» советский поэт Анри Волохонский пишет стихотворение «Рай»:

Над небом голубым Есть город золотой С прозрачными воротами И яркою стеной А в городе том сад Все травы да цветы Гуляют там животные Невиданной красы Одно как рыжий огнегривый лев Другое – вол, исполненный очей Третье – золотой орел небесный Чей там светел взор незабываемый А в небе голубом Горит одна звезда Она твоя о Ангел мой Она всегда твоя Кто любит тот любим Кто светел тот и свят Пускай ведет звезда твоя Дорогой в дивный сад Тебя там встретят огнегривый лев И синий вол исполненный очей С ними золотой орел небесный Чей так светел взор незабываемый

Из воспоминаний Анри Волохонского: «Я улышал эту пластинку [имеется в виду пластинка Вавилова], где было написано, что это музыка — Франческо ди Милано. Ходил ее и мурлыкал. Был я тогда в подавленном настроении, так как Хвостенко, с которым мы написали много песен, уехал в Москву, а я остался в Питере. С мыслями «Как же я теперь песни буду писать?» я ходил по Питеру и зашел в мастерскую своего друга Акселя, и минут за 15 написал этот текст. Было это в ноябре-декабре 1972 г.»Аксель — ленинградский художник Борис Аксельрод.Ко времени написания «Рая» Аксельрод получил заказ от райкома комсомола на изготовление мозаичного панно «Небо». Как предположил Гейзель Зеев оно и вдохновило поэта на создание исследуемого стихотворения. В 2005 году это предположение подтвердил Волохонский: «Примерно так все и было. Аксель делал тогда это самое «Небо на земле»…. А мы делали вид, что помогаем Акселю — кололи смальту и составляли куски мозаик по его росписям, впрочем довольно бездарно. Акселю приходилось нас поправлять. А я вообще по большей части лодырничал. В прямом смысле слова он мне ничего не говорил и не советовал, но атмосфера была та самая».Хвостенко которого упоминает Волохонский (полное имя Алексей Львович Хвостенко) — поэт, драматург, друг и соавтор Анри Волохонского. Он то и стал первым исполнителем песни.В дальнейшем её включали в свой репертуар многие исполнители, но всё же назвать её широкоизвестной было нельзя. Положение исправил Борис Гребенщиков который впервые услышал песню в начале 80-х в спектакле театральной студии Эрика Горошевского. Музыкальная композиция поразила его. Из воспоминаний БГ: «В течение пяти минут я перенял, как она играется — лучше песни на русском языке я не слышал никогда». Песня была записана группой «Аквариум» в январе 1986 года и под именем «Город» она вошла в альбом «Аквариума» «Десять стрел», исполнялась на множестве концертов и стала «визитной карточкой» Гребенщикова. Ещё большую популярность «Город» приобрёл после выхода в 1988 году кинофильма «Асса», где песня была использована в качестве саундтрека.При этом в текст Гребенщиковым было внесено ряд, по всей видимости не преднамеренных, изменений. Например, пелось не «над небом голубым», а «под небом голубым», что впрочем благозвучней, как и в стихотворении Пушкина «Под небом голубым страны своей родной» (1826). В заключении немного о содержании песни. Поелику выше неба ничего физического быть не может, уже начало текста песни «Над небом голубым» возводит нас в область духовную. «Город золотой» — определённо образ Небесного Иерусалима, символическое описание которого мы находим в Откровении Иоанна Богослова. Далее границы между потерянным раем и грядущим Царством Небесным стираются. В райском саду гуляют животные из видения пророка Иезекииля с подобием лиц человеческого, львиного, тельца и орла, которые в христианстве трактуются, в числе прочих значений, как образ четырёх евангелистов. В небе голубом горит одна звезда. Примечательно, что здесь уже не над небом, а в небе. Это звезда путеводитель, подобная той которая привела волхвов к Божественному младенцу. Возможно образ веры или же Самого Бога для живущих на земле и стремящихся обрести Царство Небесное: «пускай ведёт звезда твоя дорогой в дивный сад». (А.Н. Миронов. 2020 г.)

Из комментариев:

Владимир Вавилов достоин общемирового признания. К сожалению,даже в нашей стране ,о нем знают единицы.

Как жаль, что этот удивительный человек не получил должного признания при жизни!!!

Из комментариев: Никогда раньше не слышала такой вариант песни, таких слов. И божественное исполнение Елены Камбуровой, лёгкое как дыхание. Нет слов, только ком в горле…
Замечательное исполнение прекрасной песни В.Вавилова на чудесные стихи А . Волховского, которая уже звучит на иврите у испанском. Великолепная память о талантливом композиторе В . Вавилова, которого не приняли в Союз композиторов за ,что у него не было высшего музыкального образования. Не каждый член этого союза способен написать нечто подобное. Спасибо всем, кто ценит прекрасное.

Оставьте комментарий

Яндекс.Метрика